Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Классный час (профсоюз) - Сценарий

Дата: 29 февраля 2016 в 09:48
3 637 просмотров

Профсоюзный урок 9 класс

Тема «Профсоюзы. История появления и развития»

 

Эпиграф:

«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы»

 

«Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»

Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 г. ст.23

 

Цели:

заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора белорусской общественной жизни.

 

Задачи:

1) проследить историю создания профсоюзов в период промышленной революции, а  также о мероприятиях, проводимых ими;

2) способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества для пробуждения учеников к использованию знаний в реальной общественной деятельности;

3) содействовать  повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции;

4) способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении;

5) развитие коммуникативных и мировоззренческих  компетенций.

 

Актуализация опорных знаний.

- Почему на уроке мы рассматриваем историю профсоюзного движения?

- Вспомните, что такое профсоюзы? Что такое профсоюз? Что вы о нём знаете?

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

- В чем отличие профсоюза от партии?

Вопрос к классу:

Что относится к социально-экономическим и трудовым интересам работников?

Ответ: К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение

К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например обеспечение жильем).

 К трудовым интересам относится – условия труда система оплаты труда продолжительность рабочего времени продолжительность отпуска обеспечение безопасности труда

Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте гарантия сохранения рабочего места выполнение трудового законодательства

 

Учитель предлагает школьникам, исходя из названия темы урока, эпиграфов предположить, на какие вопросы они хотели бы получить ответы. Таким образом составляется план урока с помощью учителя. Примерно он будет выглядеть так:

 

1. Зачатки развития профсоюзов в высоком средневековье.

2. История борьбы трудящихся за свои права.

А) предпосылки возникновения профсоюзного движения.

     Б)  «Мастерская мира» - Великобритания – родина профсоюзов

      В) Развитие тред-юнионизма

3. Решение проблемных заданий.

 

1. Заранее подготовленные ученики рассказывают  историю создания прообразов профсоюзов в Западной Европе:

1-й ученик: В далеком XII в. городские купцы и ремесленники объединяются в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.

 Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании.

 

Проблемное задание школьникам:

На основании рассказа, (работы с документами, или информацией) ответьте на вопросы:

  1. Какие основные задачи стояли перед профсоюзным движением в период их зарождения?
  2. Какие задачи стояли перед профсоюзным движением на всем протяжении их существования?

Можно организовать работу с текстом, документом или слушать лекционное изложение:

А) По мере формирования капиталистического общества появились новые основные социально-экономические классы – предприниматели (капиталисты) и наемные работники. Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты. В эпоху раннего капитализма одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение норм оплаты труда, штрафы, экономия на охране труда, увольнения.

Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин  до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих.

Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией.

Детский труд с давних пор использовался в сельской местности, однако условия фабричного труда детей были поистине ужасающими. Во Франции только в1841 году был запрещен труд детей до 8 лет и только в 1874 году – до 12 лет.

Женщины были заняты, главным образом, в текстильной промышленности, где не требовалось ни особой физической силы, ни особого обучения. За свой труд женщины получали лишь половину от того, что получали мужчины.

Безработица всю жизнь грозила рабочему человеку. Как только дела предпринимателей шли хуже, он увольнял работников без всякой компенсации. При требованиях о повышении заработной платы или при забастовках он так же мог уволить людей или даже закрыть фабрику. Безработица означала нищету. Зарплата была слишком низкой, чтобы рабочий смог сделать какие-либо накопления.

Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.

Б) Великобритания –«мастерская мира» - родина профсоюзов

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета, время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании  были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.

Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.

Первые ассоциации рабочих имели строго локальный характер и объединяли только высококвалифицированных рабочих наиболее передовых отраслей. Так, одним из самых первых английских тред-юнионов считается созданный в 1792 союз прядильщиков Ланкашира. Что касается неквалифицированных рабочих, то высокая безработица делала их легко заменяемыми, поэтому на первых порах они никак не могли противостоять произволу нанимателей, а потому оставались за рамками профсоюзного движения. Для вступления в союз требовался большой взнос. В тред-юнионах состояла 10-я часть рабочих Англии.

И предприниматели, и защищающее их интересы государство первоначально проявляли нетерпимость к профсоюзам. Для борьбы с ними вводились специальные законы, запрещающие рабочие союзы и вводящие уголовную ответственность за членство в «заговорщицких организациях». В 1799–1800 в Англии были приняты законодательные акты, которые объявляли рабочие собрания незаконными и накладывали запрет на проведение демонстраций. Однако эти законы не смогли усмирить рабочих, а, наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. Поэтому уже в 1824 антирабочее законодательство в Англии отменили, произошла фактическая легализация тред-юнионов.

Почему требования тред-юнионов назывались «требования ножа и вилки»?

Ответ: потому что требования были экономические: улучшить условия труда, сократить рабочий день, увеличить заработную плату. Запретить детский и женский труд в ночное время.

В) Развитие тред-юнионизма

(«Трейд»-профессия, «юнион» - союз)

Тред-юнионизм быстро стал массовым движением. Многочисленные местные профсоюзные организации стали налаживать связи друг с другом, чтобы обмениваться опытом и организовывать совместные действия. В 1834 по инициативе Роберта Оуэна был образован Великий национальный союз тред-юнионов (Grand National Consolidated Trade Union), но эта организация оказалась неустойчивой. Однако в 1868 движение к консолидации английских профсоюзов завершилось формированием Конгресса тред-юнионов (Trades Union Congress), который с тех пор и до наших дней является центральным координирующим органом профсоюзного движения Великобритании.

Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на женщин как на более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров. Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале 20 в. в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников-мужчин.

Одновременно наблюдались и другие существенные изменения в английских профсоюзах – возникли Новые тред-юнионы (New Trade Unions. Новые профсоюзы стали строиться по производственному (отраслевому) признаку – в их состав входили рабочие разных профессий, но принадлежащие к одной отрасли производства. Кроме того, в члены этих профсоюзов впервые принимали не только высококвалифицированных рабочих, но и неквалифицированных.

В начале 20 в. профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 – около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.

Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. Например, в США первый общенациональный рабочий союз, Рыцари Труда (Knights of Labor), возник в 1869, в 1881 возникла

 Ответ на проблемный вопрос: - защита интересов работников, улучшение условий их труда, системы оплаты, представление интересов работников перед работодателями и на государственном уровне.

 

 

Вопросы для закрепления:

  1. Эта новая волна технического прогресса породили луддистов? Назовите эту волну?

Ответ: промышленный переворот или индустриальная революция

  1. Назовите основные требования профсоюзов XIX в. связанное с «любимым» числом женщин?

Ответ: 8-часовой день

  1. Большинство фабричных рабочих в Англии добились 10-часового рабочего дня, а механики даже 9-часового, тогда как  в кустарной промышленности и у батраков в сельском хозяйстве рабочий день не был ограничен законом.

Чем можно объяснить различие в положении разных категорий рабочих?

  1. Профсоюзные руководители в 1850- 1860-е гг. выдвигали лозунг «Справедливая оплата за честный труд»

 В чем смысл лозунга? Кому он выгоден?

5. В Англии существовали законы, дающие право властям карать за участие в стачках. Профсоюзы, хотя и были разрешены, не обладали такими же правами, как другие предприятия или организации. В 1867 г. тред-юнион котельщиков подал в суд на кассира одного из своих отделений, присвоившего деньги из профсоюзной кассы, но суд отказал в иске, заявив, что не обязан защищать денежные фонды профсоюзов.

Как  в данном случае представлен английский суд? Могли ли руководители тред-юнионов полностью ограничить действия рабочих экономической борьбой?

В процессе работы над темой урока можно использовать художественную литературу:

Диккенс Ч. Лавка древностей. Роман. Собр. Соч. в 30-ти т., т.7.с. 383 (о экономическом развитии Англии  в первой половине XIX в.;

Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург.- Соч. Л., 1938. с.730

Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. – Собр. соч., т.4, М. 1958, с.23-24 (описание работного дома для детей)

Баррет Е. «Плач детей» (пер. Н.А. Некрасова).

Данные отрывки из произведений художественной литературы можно найти в хрестоматии для учителей «Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917). Составитель А.А. Вагин. Москва «Просвещение» 1978 с.89-90, 97)

 

Используемая литература:

М.А. Иванова «Методические рекомендации для проведения профсоюзных уроков для старшеклассников. М.2010

Г.М. Донской «Задания для самостоятельной работы по новой истории. 9 класс. Москва «Просвещение» 1989

 «Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917). Хрестоматия для учителей Составитель А.А. Вагин. Москва «Просвещение» 1978 с.89-90, 97)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.