Профсоюзный классный час от 16.02.2017
Тема: «Учимся ориентироваться на рынке труда»
Галина Владимировна Николайчик,
председатель
первичной профсоюзной
организации ПТК ДПИ
Эпиграф:
«Каждый человек имеет право на труд,
на свободный выбор работы и на защиту от безработицы»
Цели: заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора белорусской общественной жизни.
Задачи:
- способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества для пробуждения учеников к использованию знаний в реальной общественной деятельности;
- содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции;
- способствовать повышению мотивации, участия молодежи в профсоюзном движении;
- развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения: урок-аукцион.
Организационно-педагогические условия урока-аукциона:
- При подготовке к уроку необходимо подготовить вопросы, имеющие разноплановую стоимость.
- Работа учащихся строится как индивидуально, так и в группах.
Материально-техническое оснащение:
- Мультимедийная установка с презентацией урока.
- Оценочный лист «Игровое поле».
- Монеты.
- Музыкальное оформление.
- Атрибуты, необходимые для проведения аукциона (молоток и др.).
Урок происходит с использованием законов рынка, аукционных технологий, знания трудового кодекса Республики Беларусь, Устава белорусского профессионального союза. Знания на уроке – аукционе обладают экономической ценностью и на игровом рынке они выступают в качестве товара.
Структура урока-аукциона:
Первый этап дает возможность всем учащимся составить начальный капитал своего банка. Тема первого тура «Я умею считать». Девиз «Если в новой ситуации ты можешь воспользоваться знаниями, то твои знания особо прочны»
Методика проведения аукциона:
Это интеллектуальное состязание на основе имитации аукционной «продажи» в игровом оформлении. Цели интеллектуального аукциона:
- содействовать укреплению авторитета знания и лидерства знающего;
- стимулировать интерес к интеллектуальным и художественным ценностям;
- обогатить школьников новой для них информацией.
Сущность интеллектуального аукциона в «продаже» и «покупке» духовной ценности, материализованной в книге, репродукции, диске и т.п. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Следовательно, музыкальный диск того или иного композитора, исполнителя и т.д. приобретает тот, сведения которого даны до третьего удара гонга.
Методика проведения интеллектуального аукциона основана на его игровом оформлении, имитирующем аукционную «продажу»:
- Предъявление и показ аудитории «товара», сопровождающиеся похвальными словами в его адрес.
- Объявление «платы» за предложенный «товар».
- Прием первых «взносов-платежей».
- Энергичное предложение ведущего увеличить «плату».
- Четкое соблюдение условного времени для предъявления новой «платы»: счет раз-два-три, сопровождаемый ударами молоточка.
- Вручение «товара» тому «покупателю», кто последним «назначил цену», т.е. сообщил сведения, до этого времени не названные.
Поздравление «покупателя», который приобрел «товар». И далее вновь в этой же последовательности, но с новым «товаром».
При проведении интеллектуального аукциона важно соблюдать следующие условия:
• проводить интеллектуальный аукцион в одинаковых возрастных группах, чтобы обеспечить равные «покупательские возможности» участников.
- в ходе проведения аукциона ведущий обязан четко фиксировать первенство поднятой руки, предоставляя право данному участнику первым сделать свой «взнос».
- ведущим аукцион может быть только хорошо подготовленный учащийся, владеющий информацией о предмете «продажи».
имитируемая купля-продажа должна проходить в веселой, чуть иронической тональности, однако с сохранением серьезного, заинтересованного отношения к содержанию предлагаемых «товаров».
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой заключительный этап при изучении курса тематических уроков для учащихся 3 курса профессионально-технического колледжа, посвященных деятельности профсоюзов.
Цель данной работы:
- обобщить знания о современном профсоюзном движении, правах и функциях профсоюза, трудовых правах и гарантиях работников;
- способствовать повышению мотивации участия молодежи в профессиональном движении;
- помочь выпускникам понять, что сила в единстве, в осознании самоценности права на уважение и соблюдение прав каждого человека.
Знакомство с правилами проведения аукциона
Перед началом аукциона участники получают в банке краткосрочный кредит до конца аукциона в размере 1000 условных монет под 20%. В конце аукциона все должны вернуть в банк по 120 монет. Одновременно участники получают номер. Ведущий аукциона объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов. Расчеты ведутся в безналичной форме.
1 ЭТАП
Открытый лот – «Конкретный вопрос».
Правила первого этапа:
- Участникам задается конкретный вопрос.
- Право на ответ можно купить, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов.
- Первоначальная стартовая цена каждого лота – 100 монет, торговый (аукционный) шаг – 50 монет.
- Называя свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед аукционом.
- Участник, купивший лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот.
- За правильный ответ на вопрос участник получает вознаграждение от 1000 до 1500 монет в зависимости от сложности вопроса.
- Если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не возвращаются.
Вопросы
- Что означает слово «профсоюз»?
Ответ: Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
- Зачем нужны профсоюзы?
- Кто может быть членом профсоюза?
Ответ: «Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов». Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948г. ст.23.
- Назовите основное требование профсоюзов XIX века, связанное с «любимым» числом женщин.
Ответ: 8-часовой рабочий день.
- Где и когда зародилось профсоюзное движение?
Ответ: Англия на рубеже 18 - 19 веков.
- Что означает термин тред-юнионизм?
Ответ: «Трейд» - профессия, «юнион» - союз.
- Почему на заре развития профессионального движения женщин не принимали в профсоюз?
Ответ: В Англии право женщин на работу не признавалось.
- В качестве кого нанимали женщин?
Ответ: В качестве штрейкбехеров, т.к. женская рабочая сила была гораздо дешевле мужской.
- Чьи интересы защищают профсоюзы?
Ответ: интересы трудящихся.
2 ЭТАП
Открытый лот – «Область знаний. «Социально-экономические и трудовые интересы работников»
Правила 2 этапа:
Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос составляет 1000 монет. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Кто больше?
Вопросы
- Что относится к социально-экономическим интересам работников?
Ответ: К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение. К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например, обеспечение жильем).
- Что относится к трудовым интересам работников?
Ответ: К трудовым интересам относятся – условия труда, система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.
- Что представляет собой социальный пакет?
Ответ: Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте, гарантия сохранения рабочего места, выполнение трудового законодательства.
- Проблемный вопрос:
Какие задачи стояли перед профсоюзным движением на всем протяжении его существования?
Ответ на проблемный вопрос: Защита интересов работников, улучшение условий их труда, системы оплаты, представление интересов работников перед работодателями и на государственном уровне.
- Что такое «минимальная заработная плата»?
Ответ: Минимальная заработная плата – это плата за неквалифицированный, самый простейший труд. В странах, где не сформирован рынок труда, где бушует экономический кризис, где слаба роль профсоюзов, минимальная заработная плата может быть ниже прожиточного минимума.
- Коллективный договор – это…
Ответ: Коллективный договор – это документ, регламентирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работниками и работодателями.
- Почему на заре развития профессионального движения женщин не принимали в профсоюз?
Ответ: В Англии право женщин на работу не признавалось.
- В качестве кого нанимали женщин?
Ответ: В качестве штрейкбехеров, т.к. женская рабочая сила была гораздо дешевле мужской.
- Чьи интересы защищают профсоюзы?
Ответ: интересы трудящихся.
3 ЭТАП
Полузакрытый лот – «Область экономических знаний»
Правила 3 этапа:
На продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определенная область знаний или раздел. Участник узнает точную формулировку после того, как он купит выставленный лот. Первоначальная стартовая цена – 100 монет, торговый шаг – 50 монет. Цена за правильный ответ составляет 1250 монет.
Вопросы
- Рынок труда – это …
Ответ: Рынок труда – особая область рыночных отношений, где свершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.
- Безработица – это …
Ответ: Безработица – ситуация на рынке труда, при которой предложение рабочей силы превышает спрос на нее.
- Контракт – это …
Ответ: Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами труда.
4 ЭТАП
Закрытый лот – «Неизвестный вопрос»
Правила 4 этапа:
На этом этапе участники покупают закрытый лот, не зная ни вопроса, ни области знаний. Первоначальная стартовая цена – 100 монет. Вознаграждение за правильный ответ – 1500 монет Вопрос объявляется лишь после того, как кто-либо купит лот.
Вопросы
- Что нужно делать, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда?
- Почему наниматели идут на то, чтобы заключать коллективные договора с профсоюзами, ведь повышение ставок зарплаты им невыгодно?
- Могут ли профсоюзы влиять на размер зарплаты на предприятиях, где отсутствует профсоюзное движение?
- Почему государство заинтересовано в заключении коллективных договоров между профсоюзами и работодателями?
- Что нужно делать, чтобы в профсоюзы шли молодые люди, начинающие свой рабочий путь, учебу в вузе или учреждении среднего специального профессионального образования?
5 ЭТАП
Подведение итогов
Подведение итогов. В ходе конкурентной борьбы, как правило, кто-то увеличивает свой капитал, а кто-то теряет. Но, тем не менее, есть победители, но нет проигравших.
- Выставляются оценки согласно условиям игры.
- Понравилась ли вам такая форма работы? Почему?
- Открыли ли вы в себе что-то новое?
Рефлексия
Дидактические задачи: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения с позицией
«Я» «Я», как работал, допускал ли ошибки?
«Дело» «Дело»: Понял ли я материал, узнал ли что-то новое?
«Мы» «Мы», поняли, что…
Заключение
Заключение – обращение к учащимся, домашнее задание
Скоро вы вступите на рынок труда. Поэтому, чем более правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будете чувствовать себя в условиях этого рынка. Особо рекомендую обратить внимание на повышение роли уровня квалификации, обусловленного, прежде всего, уровнем образования, в современных рыночных условиях. Помните, что никто вам ничего не должен.
Важно получить образование и опыт работы. Важно самому быть целеустремленным и действовать. Важно составить свой жизненный план, где должны быть зафиксированы ваши представления о собственной жизни через год, через пять лет и то, что для этого нужно сделать. Пусть составление такого жизненного плана будет вашим домашним заданием